К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ В ТЕННИСЕ

Хотелось бы немного раскрыть тему о том, каким образом лучше всего, на мой взгляд, выстраивать у игрока отношение к теннису, к тренировкам и соревнованиям.

Конкуренция в теннисе является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Это означает, что зачастую большинство детей (а иногда и родителей) начинают считать результат на соревнованиях важнее проделанной работы для достижения этого результата и опыта, полученного от турнира, что приводит к разочарованиям, неуверенности в себе, тревожности, мандражу и в конечном итоге, психологическим проблемам у игрока.

Давайте разберемся, действительно ли так важен результат, как его все воспринимают.

Изначально, выставляя ребенка на турнир, мы обычно если не говорим вслух, то, по крайней мере, втайне надеемся на то, что он выиграет, причем, желательно, победит всех. Заранее давая уже неправильную установку, ведь его победа зависит не только от него, его мастерства и тренированности, - другие ребята тоже хотят того же, и то же готовились. Таким образом, если он проигрывает, мы будем разочарованы, а ребенок воспримет это личностно, получая тем самым удар по самолюбию и негатив. Если после проигрыша не объяснить ребенку такие немаловажные вещи как то, что он получил от своего соперника бесценный опыт, он поднялся над собой, над своим уровнем, не смотря на поражение, а вместо этого, ничего не сказать или наоборот, поругать ребенка, то на следующем турнире ситуация будет еще хуже, ребенок будет бояться проиграть, а в дальнейшем, вообще играть турниры.

На самом деле, играть в теннис для того, чтобы доказать всем, что ты лучший – не самая эффективная мотивация для игрока. Соперничество за право считаться лучшим побуждает игрока к проявлению худших качеств, а иногда начинает сводиться к победе любой ценой, где игроку (а порой и родителю игрока) уже неважно, как вести себя на корте, при этом бушуют споры за каждый мяч, обман, крики и оскорбления со стороны болеющих за своих детей родителей и так далее. Ситуация очень некрасивая, мягко говоря, в которой обе стороны чувствуют себя после матча проигравшими, потому что этические нормы спорта были проигнорированы. Особенно часто можно встретить такие ситуации на детских турнирах, где поведение игроков и болельщиков не нормировано.

Проработав достаточно долгое время с детьми и юниорами, я пришла к пониманию и необходимости более здравого определения конкуренции. Я считаю, что воспитывая в ребенке спортсмена, в первую очередь, необходимо устремлять его к самосовершенствованию, самодисциплине, не соперничать за право считаться лучшим, а повышать уровень своего мастерства, возвышаться над самим собой каждый день, преодолевать себя. Когда ребенок тренируется и играет турниры с такой установкой, он отодвигает личностное соперничество на второй план, работая над совершенствованием своей игры, своих физических и психических способностей. И когда один игрок соревнуется с другим, то независимо от конечного итога, оба получают опыт, который и является мотивацией к их дальнейшему самосовершенствованию. При таком подходе теннис рассматривается именно как деятельность, от которой ты получаешь удовольствие и удовлетворение при любом исходе, независимо от того, победитель ты сегодня или проигравший. Игрок чувствует благодарность по отношению к своему сопернику, ведь он предоставил ему возможность увидеть то, в чем он слаб и в чем силен.

С такой установкой ребенок не боится проиграть, он хочет играть, ему интересен каждый новый соперник, и каждый новый турнир, каждый матч и каждый розыгрыш воспринимается как возможность. Возможность не победить, а возможность стать лучше! В чем и состоит суть спортивной конкуренции.

Благодарю за прочтение. Успехов!

Автор: Шевкова Н.В.

Другие новости